В Укравтодоре жалуются на госбюджет и налоговый кодекс

593 Укравтодор Общая сумма финансирования дорожной отрасли в этом году составит более 25,5 миллиарда гривен. 

Из них 20,8 миллиарда предусмотрены общим фондом государственного бюджета Украины на 2015 год, а 4,7 миллиарда — выборка кредитных средств международных финансовых организаций по уже заключенным договорам.

 

В соответствии с распределением расходов общего фонда госбюджета, наибольшую часть средств, а именно 17,4 миллиарда, будут направлены на выполнение долговых обязательств по займам, привлеченным государством или под государственные гарантии на развитие дорожной сети в прошлые годы, фактическое же финансирование дорожного хозяйства в этом году составит всего 16% от объема заложенных средств, а именно 3,4 миллиарда.

 

По ориентировочной оценке, эта сумма почти вдвое меньше минимальной потребности отрасли в части только мелкого ремонта и эксплуатационного содержания, ведь с учетом цен 2015 года, осуществление только этих видов работ требует минимум 7,2 миллиарда в год.

 

Согласно предварительным расчетам Укравтодора, именно на ликвидацию ямочности, реализацию комплекса мер по безопасности дорожного движения, закупку горюче-смазочных и противогололедных материалов для обработки дорожного покрытия в зимний период, в этом году будет направлено наибольшую долю фактического финансирования дорожной отрасли — около двух миллиардов, что составляет лишь 27% от указанной потребности.

 

436 миллионов будут использованы на погашение кредиторской задолженности перед подрядными организациями, образовавшейся вследствие недофинансирования дорожной отрасли Государственной казначейской службой Украины в 2014 году.

 

Что касается работ по строительству, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования, в этом году расходов из госбюджета на их проведение уже традиционно не предусмотрено.

 

Учитывая сумму выборки, на софинансирование совместных с МФО проектов в общем фонде госбюджета заложено 947 миллионов гривен, которые позволят государству в соответствии с условиями контрактов обеспечить необходимую долю финансирования.

 

За счет этих средств планируется продолжить реализацию дву совместных проектов, а именно Второго с Международным банком реконструкции и развития проекта улучшения автомобильных дорог и безопасности движения, а также совместного с Европейским банком реконструкции и развития и Европейским инвестиционным банком проекта "Улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог на подъездах к городу Киеву".

 

В рамках проекта со Всемирным банком будет продолжен капитальный ремонт и реконструкция участка автомобильной дороги М-03 Киев-Харьков-Довжанский — Лубны-Полтава, а также начато строительство трех объездов населенных пунктов — сел Покровская Багачка и Белоцерковка, а также города Полтава.

 

В ходе же проекта с ЕБРР и ЕИБ будет реконструирована и улучшена часть автомобильных дорог М-01 Киев-Чернигов, М-05 Киев-Одесса, М-06 Киев-Чоп, М-07 Киев-Ковель, Н-01 Киев-Знаменка и Р-02 Киев-Иванков, а также продлен проект по содержанию участка автомобильной дороги М-06 Киев-Чоп и ее эксплуатации по конечному результату.

 

Сотрудничество с МФО, а также иностранными и отечественными банковскими учреждениями, по мнению специалистов Укравтодора, является чуть ли не единственным путем сохранения дорожной сети, поскольку позволяет дорожным предприятиям и организациям выполнять весь необходимый комплекс работ в соответствии с современными технологическими процессами, а также соблюдать межремонтные сроки хотя бы на нескольких автомобильных дорогах Украины.

 

По состоянию на начало 2015 года кредитный портфель Укравтодора составил около 43 миллиардов гривен. Их большая часть — кредиты международных финансовых организаций, привлеченные на выгодных многолетних условиях. Именно на погашение долговых обязательств по займам,  потратят большую часть нынешнего финансирования (более 17,4 миллиарда).

 

Такое распределение расходов госбюджета в первую очередь обусловлено тем, что на текущий год приходится пик долговой нагрузки, ведь кроме самих кредитов, которые надо возвращать поэтапно, есть еще и обязательства по их обслуживанию.

 

В Укравтодоре считают, что госбюджет на 2015 год и недавние изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы могут помешать устойчивому развитию дорожной отрасли, поскольку финансирование всех расходов дорожного хозяйства из общего фонда не дает понимания объемов средств, которые будут предусмотрены на следующий за текущим год. Следовательно, это исключает долгосрочное планирование развития дорожной отрасли, что может привести к еще большему ухудшению состояния дорожной сети.

 

Дорожники переживают, что выделение средств на дороги будет происходить по остаточному принципу, после того, как будут удовлетворены потребности других сфер экономики, имеющих защищенные статьи или целевые источники финансирования в специальном фонде госбюджета.