В Киеве обсудили перспективы земельной реформы

374 Земельная реформа в Украине В Киеве состоялся круглый стол "Четыре этапа земельной реформы в Украине: ожидаемые и фактические результаты. Обобщение опыта и анализ последствий".

Независимая группа макроэкономического анализа и прогнозирования при поддержке Государственной службы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра организовала встречу экспертов для обсуждения динамики и результатов предыдущих этапов земельной реформы в Украине.

Это первый из серии круглых столов, которые состоятся в течение ближайших трех месяцев и будут посвящены реформированию земельных отношений в Украине.

В обсуждении приняли участие известные эксперты, ведущие ученые, специалисты международных организаций, Еврокомиссии, Всемирного банка, должностные лица Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ, члены комитета ВРУ по вопросам аграрной политики и земельных отношений, представители общественности и журналисты.

Участники обобщили существующий опыт и проанализировали основные последствия четырех этапов реформирования земельных отношений в Украине за период независимости.

Председатель Госгеокадастра Максим Мартынюк в своем выступлении отметил необходимость формирования стратегического видения дальнейшего внедрения земельной реформы. 

"Назрела настоятельная необходимость разработки концепции земельных отношений до 2020 года. Мы должны сознательно выбрать модель развития и работать в рамках этой модели. Я противник копирования и использования готовых решений — даже самые прогрессивные зарубежные практики должны быть адаптированы к природно-климатическим, геополитическим, социальным и экономических условиям в Украине. Наша задача — опираясь на экспертное и научное среду разработать прозрачную европейскую систему земельных отношений с учетом этих факторов", — отметил он.

Доктор экономических наук, академик НААН и директор Института стратегических оценок Павел Гайдуцкий отметил, что процесс приватизации (паевания) земли столкнулся в Украине со значительным сопротивлением — как со стороны радикальных сил обеих направлений (левые и правые), так и со стороны председателей колхозов, областных и районных советов, директоров совхозов, а также самих крестьян. У каждой из этих групп интересов были свои причины сопротивляться этому процессу: приватизация разрушала идеологические устои радикалов, не давала представителям государственной власти распоряжаться землями по своему усмотрению, а у крестьян — вызвала зависть из-за того, что они не попадают в пайщики.

Гайдуцкий также отметил, что опыт других государств был чрезвычайно полезным для Украины и до сих пор может пригодиться: например, опыт Японии 1946 года, Швеции 20-30-х лет ХХ века, сертификатная приватизация промышленности в постсоциалистических странах, даже реформы времен царской России.

Юридический советник Проекта USAID "Агроинвест" Павел Кулинич акцентировал внимание на том, что Украина много потеряла, а не отменив в 2008 году мораторий на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения. С 2005 года происходит процесс так называемой "агрохолдингизации" сельскохозяйственного производства, концентрация земельных ресурсов в нескольких субъектов собственности. Формула права аренды, которая не позволяла перераспределение земель на основе права собственности, способствовала этому процессу.

По мнению эксперта, чтобы способствовать фермерскому хозяйству, нужно, прежде всего, снять психологический страх перед отменой моратория, а, совершив это, в течение адаптационного этапа ограничить круг покупателей земли сельскохозяйственного назначения. На это уйдет от трех до пяти лет. 

"Рынок земель нужно вводить поэтапно", — уверен Кулинич. Владельцы фермерских хозяйств боятся, что буквально на следующий день после отмены моратория их хозяйства начнут разрушаться и падать. Такие опасения нужно развеивать — оказывая помощь и определенную "подстраховку", чтобы предотвратить разрушение тех землевладений, которые уже сложились на основе права аренды.

Кулинич отметил, что стоит подумать над восстановлением того ограничения, которое утратило силу 1 января 2015 года — речь идет об ограничении на приобретение в собственность в одни руки определенной площади земель. По его словам, действовало ограничение на приобретение 100 Га земель — возможно, стоит подумать о большие площади земель, которые могут приобретаться в собственность.

Заведующий кафедрой землеустроительного проектирования Национального университета биоресурсов и природопользования Украины Андрей Мартын рассказал об основных последствиях земельных реформ в Украине.

Основным принципом, который определил направления реформирования, стало преодоление монополии государства на земельную собственность и установления многосубъектности права собственности на землю. Приоритетной задачей земельной реформы должно было стать формирование рыночных земельных отношений, которые обеспечили бы дальнейшее эффективное перераспределение земельных ресурсов на основе рыночной саморегуляции.

Однако из-за отдельных системных просчетов авторов земельной реформы и недостаточное ресурсное обеспечение большинство целей до сих пор остаются не достигнутыми, а введение рыночных земельных отношений так и не стало залогом формирования устойчивого землепользования — не произошло усовершенствования земельных отношений в сельскохозяйственном производстве, зато осуществлена тотальная парцелляция товарных сельскохозяйственных землепользований. Уже создана неэффективная система землевладения — путем запрета на продажу земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Дальнейшее реформирование земельных отношений в городах и других населенных пунктах происходит преимущественно в направлении приватизации земель территориальных общин, которое нередко осуществляется в условиях "коллективной безответственности" распорядителей земли — органов местного самоуправления, становится причиной бессистемной урбанизации и усложнение условий для пространственного развития градостроительных систем, считает эксперт.

Кроме того, законодательно заблокирован крупнейший сегмент рынка земель — рыночный оборот земель сельскохозяйственного назначения, которые составляют 45,7% от площади страны.

Ограниченный характер имеет и кредитование под залог земли, в том числе ипотечное кредитование, которое осуществлялось исключительно по земельных участков несельскохозяйственного назначения и существенно ограничилось вследствие финансово-экономического кризиса, которая началась в 2008 году.

К сожалению, отметил эксперт, сохраняется неэффективный механизм взимания платы за землю, который был введен еще в 1992 году и сохранен в Налоговом кодексе 2011 года. Он основан на упрощенных подходах к определению налоговой базы и предусматривает значительное количество исключений из общего режима налогообложения.

Много нареканий вызывает система ведения государственного земельного кадастра, которая затрудняет эффективное обеспечение прав на землю и действенный государственный контроль за использованием и охраной земель.

Массовость нарушений земельного законодательства и норм рационального природопользования свидетельствует о несовершенстве организационно-правовых механизмов контроля за использованием и охраной земель, а нормативно-правовая и методическая база развития земельных отношений до сих пор не завершены, резюмировал Мартын.

Глава Госгеокадастра идею поэтапного дифференцированного запуска рынка земли, а также алгоритм "от ограничения права продажи земли — к ограничению права покупки земли". Возможно, в будущем удастся снять запрет на продажу участков сельскохозяйственного назначения государственной формы собственности. Но такая продажа должна осуществляться исключительно путем аукционов и открытых торгов.

Эксперт Общества по управлению и реализации земель Германии Детлев Кухар обратил внимание присутствующих на то, что процесс реформ, начатый более 15 лет назад, до сих пор нельзя считать завершенным — для этого понадобится еще не один десяток лет. Однозначно положительным был, конечно, тот фактор, что реформы и в Германии не внедрялись в спешке — на них было достаточно времени.

Для более четкого понимания процесса эксперт условно разделил приватизацию в Германии на три хронологических периода. 

Первым этапом (1992 — 1996) стала сдача земель сельскохозяйственного назначения в аренду и управление ими с целью стабилизации. Фермерам дали время, чтобы привыкнуть к новым принципам ведения хозяйства, усовершенствовать юридическую систему и привести к общему знаменателю земельные рынки бывших Восточной и Западной Германии.

Второй период (2006-2010) — льготная продажа сельскохозяйственных земель по закону о компенсации. Для этого же времени характерна консолидация сельскохозяйственных предприятий и развитие новой культуры использования лесов. А начиная с 2010 года, продажа земель сельскохозяйственного назначения стал осуществляться по оборотной стоимости.

Немецким властям и общественности понадобилось довольно много времени, чтобы четко определиться, какие именно земли должны остаться в государственной собственности, а какие — быть приватизированы. Но, как отметил эксперт, в Германии пытались каким-либо образом избегать конфликтов при распределении земель и не доводить до суда между прошлыми и грядущими владельцами.