Украина в тройке европейских лидеров по строительству торговых площадей

494 Торговые центры Европы Компания JLL проанализировала темпы строительства новых торговых центров в Европе и обеспеченность ритейлом стран региона. Входя в число стран-лидеров по числу заявленных и строящихся торговых объектов, Украина при этом все еще уступает большей части европейских государств по обеспеченности качественными торговыми площадями.

По итогам первого квартала 2015 года обеспеченность стран Европы торговыми центрами в среднем составляет 199 кв. м на тысячу жителей, при этом показатель значительно разнится в зависимости от части региона. Если в Западной Европе на тысячу жителей приходится 260 кв. м, то в Восточной – только 134 кв. м.

Европейским лидером по насыщенности торговыми центрами является Люксембург, где на каждую тысячу жителей приходится 625 кв. м. Такой показатель связан исключительно с маленькой численностью населения – объем предложения торговых площадей в этой стране является самым низким в Европе. Второе место по обеспеченности ритейлом в Европе занимают Нидерланды (517 кв. м на тысячу жителей) благодаря большому объему торговых площадей – страна входит в десятку крупнейших рынков в Европе – и сравнительно невысокой численности населения. На третьем месте расположилась Ирландия с малой численностью населения и с небольшим объемом предложения – 478 кв. м.

Развитые рынки Великобритании (234 кв. м на тысячу человек), Франции (248 кв. м), Италии (261 кв. м) и Германии (179 кв. м), входящие в число лидеров по объему действующих торговых центров, по обеспеченности ими не попали в топ-5 и располагаются только в числе 15 наиболее насыщенных торговыми площадями стран. В первую очередь это объясняется большой численностью населения, а также тем, что значительная часть торговых площадей в странах "старой" Европы представлена в стрит-ритейле, а не в формате торговых центров.

Украина, где на тысячу жителей приходится всего 59 кв. м качественных торговых площадей, не входит в первую двадцатку в Европе и занимает 23-е место, уступая Греции, Бельгии и Болгарии. Если планируемый объем новых объектов будет введен в этом году, обеспеченность Украины торговыми центрами достигнет 85 кв. м на каждую тысячу человек по итогам 2015 года.

Насыщенность торговыми центрами стран Европы

Существенное отставание Украины по насыщенности торговыми площадями объясняется относительной неразвитостью рынка коммерческой недвижимости по сравнению с другими странами Европы. Активное строительство качественных торговых центров началось только в последнее десятилетие, и пока сосредоточено только в наиболее крупных городах.

"Для сравнения, в Великобритании в 2008 году объем предложения качественных торговых объектов составлял чуть более 18 миллионов кв. м, в то время как в Украине – всего 1,5 миллиона кв. м. — комментирует Мария Шпакова, аналитик рынка торговых площадей компании JLL. – Украинский рынок ритейла увеличился более чем в полтора раза с 2008 года, и на данный момент его общий объем оценивается на уровне 2,6 миллиона кв. м. В результате сегодня Украина занимает 12-е место в Европе по совокупному предложению торговых центров".

По оценкам JLL, около 6,3 миллиона кв. м торговых площадей будет введено в 2015 году в целом в Европе, из которых 55% приходится на Россию (1,7 миллиона кв. м), Турцию (1,2 миллиона кв. м) и Украину (570 тысяч кв. м), которые являются лидерами региона по прогнозным объемам ввода.

Стоит отметить, что Россия и Турция с 2008 года удерживают лидерство по темпам строительства ТЦ в Европе: так, доля России во вводе 2008-2014 годов составляла 25%, Турции – 18%. Украина впервые попала в тройку лидеров. Однако нужно понимать, что в условиях текущей экономической ситуации сроки реализации многих проектов на территории России и Украины могут быть перенесены и годовые показатели ввода окажутся ниже.

"Украинский рынок торговой недвижимости, на наш взгляд, обладает колоссальным потенциалом развития в перспективе – пожалуй, одним из самых высоких в Европе, что объясняется низкой зрелостью рынка, малым объемом качественных ТЦ, особенно в региональных городах Украины, и невысокой представленностью глобальных ритейлеров. На протяжении последнего года, в условиях резкого сокращения реальных доходов населения, мы отмечаем снижение активности на рынке торговой недвижимости, в том числе заморозку новых проектов и постепенный, пофазовый ввод уже достроенных комплексов, однако в будущем мы ожидаем активизации потребительской аудитории и выхода отложенного спроса на рынок", — считает руководитель отдела торговых площадей компании JLL (Украина) Анна Чуботина.