Термосанация зданий сэкономит 600 миллиардов гривен, — Минрегион

1053 Минрегион Санация зданий может обеспечить уменьшение потерь тепла на 41%. В денежном эквиваленте — это 150-600 миллиардов гривен сэкономленных средств. Модернизация теплогенерирующего оборудования в источниках (котельных) позволит сэкономить только 4% тепла или 141 миллиард гривен, а модернизация тепловых сетей позволяет сэкономить 14%, что составляет 33 миллиарда гривен. Такие данные приводят в Институте газа НАН Украины.

Вопросы законодательного урегулирования внедрения ЭСКО-механизма в Украине обсудили в Минрегионе в ходе заседания рабочей группы по вопросам реформирования жилищно-коммунального хозяйства под председательством главы ведомства Владимира Гройсмана.

Вопрос энергосбережения в зданиях бюджетной сферы особенно актуален. По экспертным оценкам в Украине бюджетные здания потребляют тепловой энергии от 130 до 250 кВт*ч/кв.м. В ЕС этот показатель значительно меньше и составляет от 50 до 80 кВт*ч/кв.м.

Директор департамента стратегии реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства Минрегиона Наталья Олейник рассказала, что причин такого высокого уровня потребления энергии в зданиях существует несколько — старение зданий, дефицит средств бюджета на внедрение энергоэффективных технологий, отсутствие заинтересованности частного инвестора в проектах по энергоэффективности в силу законодательных ограничений.

"Конечно реализация таких мер требует значительных финансовых ресурсов. Как показывает опыт европейских стран, термомодернизация зданий осуществляется путем введения ЭСКО-договоров. Однако, из-за отсутствия в украинском законодательстве специальных положений относительно правовых основ реализации таких договоров, частный инвестор не заинтересован вкладывать собственные средства в бюджетные объекты", — пояснила Наталья Олейник.

Она проинформировала, что в соответствии с решением Совета Министров Энергетического Сообщества (от 18.12.2009 ), Украина должна имплементировать Директиву 2006/32/ЕС Европейского Союза, направленную на создание надлежащих условий для деятельности энергосервисных компаний и внедрения энергосервисных договоров.

"На сегодня нужны согласованные решения по созданию законодательных правил игры введения ЭСКО-договоров", — подчеркнула Наталья Олейник.

На сегодняшний день рабочей группой по вопросам реформирования жилищно — коммунального хозяйства с участием экспертов, представителей ЕБРР, USAID, Нацкомуслуг разработан ряд законопроектов. Законопроект "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины" призван обеспечить возможность держателям бюджетных учреждений заключать долгосрочные договоры (на срок более года) с энергосервисной компанией (ЭСКО) и гарантировать ЭСКО-выплаты награды за достигнутую экономию в рамках энергосервисного договора.

Ключевые условия примерного энергосервисного договора определены законопроектом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно правовых основ реализации энергосервисных договоров".

Механизм выбора победителя тендера на предоставление энергосервисных услуг определяет законопроект "Об особенностях осуществления закупок энергосервиса".

"Идеология взаимоотношений ЭСКО и держателя бюджетного учреждения состоит в том, что энергосервисная компания берет на себя все финансовые и технические риски, инвестируя в энергоэффективные мероприятия Заказчика (школа, садик, больница и т.д.). Заказчик возвращает инвестиции в зависимости от достигнутой экономии энергоресурсов. Если ЭСКО не достигли экономии — услуги оплачены не будут. Важно то, что структура применения энергосервисных договоров не предусматривает дополнительных расходов бюджета на оплату энергосервисных договоров, благодаря чему "расщепляется" существующая статья расходов бюджета на оплату энергоресурсов и не увеличивается объем государственного долга", — пояснила Наталья Олейник.

Рабочей группой принято решение доработать законопроект и в ближайшие дни направить его на согласование министерств и ведомств.