Столичные торговые центры расправляют крылья

91 торговые центры Киева В третьем квартале 2015 года доля свободных помещений на рынке качественных торговых центров Киева сократилась до 7,5%, опустившись ниже прошлогоднего уровня (9,5%). Уменьшение объема свободных площадей в прошедшем квартале наблюдалось практически во всех торговых центрах Киева. Такие данные в своем отчете опубликовала компания JLL.

"Квартальное снижение вакантности было обусловлено увеличением активности локальных ритейлеров и продолжением развития некоторых турецких операторов, например, LC Wаikiki и adL. Среди украинских игроков можно выделить как продолжающих экспансию Arber, a.Tan, Goldi, Public&Private, Kleo, так и открывших свои первые магазины Paliychuk, Names'ua, "Мультимедиа", — комментирует аналитик отдела исследований компании JLL Марьяна Супчан. – В годовом сопоставлении снижение вакантных площадей произошло на фоне крайне низких объемов ввода торговых центров за первые девять месяцев года".

В третьем квартале 2015 года новые торговые центры в Киеве введены не были. В целом за три квартала 2015 года был открыт лишь один качественный торговый объект – ТЦ Doma Center (8 тысяч кв. м). На последний квартал года заявлен ввод еще одного торгового центра – New Way (17 тысяч кв. м). Таким образом, общий объем нового предложения в 2015 году будет рекордно низким и составит 25 тысяч кв. м, это почти в три раза меньше прошлогоднего объема ввода и в 1,7 раз ниже показателя кризисного 2008 года.

В настоящий момент общий объем рынка торговых центров в Киеве составляет около 792,6 тысячи кв. м, или 274 кв. м на тысячу жителей. Это наиболее высокий показатель обеспеченности среди городов-миллионников Украины, однако он существенно уступает средней обеспеченности торговыми центрами в крупнейших городах Европы.

Спрос на торговые помещения со стороны международных ритейлеров остается сдержанным. Так, в третьем квартале на рынок Украины вышло пять новых брендов: детский салон итальянской одежды Idexe, итальянский бренд одежды Stefanel, мультибрендовый магазин обуви Super Step, мультибрендовый магазин нижнего белья Naturel by Silenza, а также повторно на рынок Киева вышел французский бренд Naf Naf.

"Низкий объем ввода при текущем уровне спроса наряду с устойчивостью валютного курса гривны в последние полгода сформировали благоприятные условия для стабилизации арендных ставок, — отмечает руководитель отдела торговых площадей компании JLL Анна Чуботина. — Кроме того, в Киеве в третьем квартале немного видоизменилась практика индивидуальных договоренностей при пересмотре коммерческих условий договоров аренды. Сегодня собственники торговых центров фиксируют арендные ставки в гривне по текущему курсу НБУ взамен предоставлению скидок или фиксации ставок существенно ниже курса НБУ. Однако эти договоренности являются краткосрочными, и период их действия обычно ограничен тремя-шестью месяцами, а по истечении этого времени предполагается применение валютного коридора с фиксированной верхней границей в размере от 10% до 20% от курса доллара США".

Максимальная арендная ставка на рынке торговых центров Киева остается стабильной с начала года и составляет 840 долларов за кв. м в год (без учета НДС и операционных расходов).