Обещанную реформу ГАСК "забыли" внести в законодательство?

1499 Закон "О регулировании градостроительной деятельности" Новый глава Государственной архитектурно-строительной инспекции (далее – ГАСК) Максим Мартынюк рассказывал о реформировании Государственного архитектурно-строительного контроля в Украине.

Если коротко, то среди основных новаций в сфере строительного рынка можно было бы выделить следующие:

— внутренняя реструктуризация и реорганизация ГАСК (появление департаментов ГАСК вместо отдельных юридических лиц по всем регионам страны);

— существенная децентрализация функций по контролю за участниками строительного рынка. То есть органам местной власти передадут инспекционные (наложение штрафов, приостановление строительства) и регистрационные (выдача разрешений, регистрация деклараций) функции;

— новые кадровые и дисциплинарные требования к инспекторам и работникам ГАСК.

Все эти новации были анонсированы к внедрению летом 2014 года. Рынок замер в ожидании радикальных изменений. И вот, со значительным опережением графика – еще 28 апреля 2014 года – на сайте Минрегиона появилась довольно интересная информация по поводу общественного обсуждения законопроекта "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства в сфере регулирования градостроительной деятельности".

Из пояснительной записки к проекту становится ясно, что его целью является "расширение свободы предпринимательской деятельности и восстановление доверия со стороны инвесторов к Украине", что не могло не радовать. Многие из участников строительного рынка даже подумали, что речь идет о тех самых изменениях и новациях, о которых говорил Мартынюк. Но детальный анализ этого законопроекта развеял почти все надежды на значительные улучшения в сфере градостроительства, пишет Forbes.

Так уж совпало по времени и по замыслу, что через месяц после пресс-конференции главы ГАСК общественности предложили к обсуждению не тот законопроект, на который уже все рассчитывали. Однако давайте перейдем к анализу содержания самого документа.

Одной из главных задач законопроекта является "введение порядка регистрации градостроительной документации на региональном и местном уровнях, а также установление перечня государственных органов, предоставляющих выводы к рассмотрению градостроительной документации" (цитата из пояснительной записки к законопроекту).

Понятно, что главным нормативным актом в этой сфере является Закон Украины "О регулировании градостроительной деятельности" (далее – Закон). Удивительно, но раздел II "Управление в сфере градостроительной деятельности" Закона в этой связи не претерпел никаких изменений.

Можно было хотя бы обозначить свои планы по децентрализации архитектурно-строительного контроля, например, изложив пункт 3 ст. 7 Закона в такой редакции: "Управление в сфере градостроительной деятельности осуществляется путем определения государственных интересов и интересов местных общин для их учета при разработке градостроительной документации".

Но вместо этого предлагаются изменения в такие нормы Закона, как:

— ст. 10 "Финансирование работ по планированию территорий" (без комментариев о насущности таких изменений);

— ст. 17 "Генеральный план населенного пункта" (к содержанию Генплана добавляются так называемые отраслевые схемы – графические и текстовые материалы, которые являются составной частью градостроительной документации, содержащие информацию о направлениях социально-экономического и инфраструктурного развития населенного пункта);

— ст. 22 "Градостроительный кадастр" (уполномоченные органы градостроительства и архитектуры смогут на платной основе осуществлять работы по обработке информационных ресурсов градостроительного кадастра. Полученные средства используются исключительно для создания и развития градостроительного кадастра и его информационных ресурсов);

— ст. 27 "Строительный паспорт застройки земельного участка" (об изменениях – см. ниже);

— ст. 28 "Временные сооружения для ведения предпринимательской деятельности" (об изменениях – см. ниже);

— ст. 29 "Исходящие данные" (физическое или юридическое лицо теперь будет подавать документы не в исполнительный орган сельского, поселкового, городского совета, а в уполномоченный орган градостроительства и архитектуры сельского, поселкового, городского совета. Соответственно, никаких радикальных изменений не внесено, и не предполагается.

Объективности ради стоит отметить, что значительно более интересные изменения предлагаются в ст. 20 "Архитектурно-градостроительные советы" Закона. Вот здесь уже прописывается и влияние органов самоуправления, и влияние других контролирующих органов (по охране культурного наследия, по охране окружающей среды и т.д.). Вот только проблема заключается в том, что архитектурно-градостроительные советы действуют только как совещательные органы на общественных началах.

Не менее важной задачей законопроекта выступает и нормирование вопросов по упрощению процедуры строительства и принятия объекта в эксплуатацию по строительному паспорту (ст. 27 Закона). Но и здесь мы видим лишь косметические изменения. Вместо "застройка приусадебных, дачных и садовых земельных участков может осуществляться на основании строительного паспорта" прописывается следующее: "Застройка приусадебных, дачных и садовых земельных участков, а также участков под строительство гаражей, может осуществляться заказчиком на основании строительного паспорта".

А вот что может вызвать настоящий "бум" среди предпринимателей – так это предлагаемые изменения в ст. 28 "Временные сооружения для осуществления предпринимательской деятельности" Закона (тут должны весьма заинтересоваться все владельцы МАФов и не только):

— отныне на законодательном уровне появляется четкое определение, что же это за сооружения. Ими являются "временные сооружения торгового, бытового, социально-культурного и другого назначения, а также средства размещения на водных объектах" (бывшим владельцам дебаркадеров с ресторанами на Днепре такое определение в свое время очень понравилось бы);

— кроме того, из Закона исключено замечание о том, что таким сооружением может быть только одноэтажная конструкция – что вроде и неплохо, но двухэтажные газетные киоски могут стать пугающей реальностью. Также снято требование о павильоне площадью не более 30 квадратных метров по внешнему контуру, не говорится об исключительно временном характере такого сооружения, а также указано, что сооружение может устанавливаться без устройства углубленного фундамента;

— очень подробно прописано, что является "средством размещения на воде" – сооружение круглогодичного или сезонного функционирования, размещенное на плавсредстве, которое имеет условия для швартовки и технического обслуживания, централизованного или автономного инженерного обеспечения, предназначенное для обустройства аквателя (отеля), объекта ресторанного хозяйства, социально-культурного или развлекательного назначения. Это однозначный "плюс" к доработке чиновников – чего-то подобного предприниматели ждали не один год.

Также можно отметить, что к весьма существенным изменениям можно отнести и упрощение законодательных требований к такому субъекту градостроительной сферы как "заказчик строительства".

Таковым, в случае принятия законопроекта, будет выступать любое физическое или юридическое лицо, имеющее в собственности или в пользовании земельный участок для застройки, или которое обладает на законных основаниях объектом строительства, где будут выполняться строительные работы.

Аналогичное определение продублировано и в Законе "О регулировании градостроительной деятельности", и в Законе "Об архитектурной деятельности". Заслуживает внимания и положение о ликвидации условия о наличии строительных лицензий (разрешений) во время рекламы объектов строительства (изменения вносятся в ст. ст. 8 и 25-1 Закона Украины "О рекламе").

Подытоживая, отметим, что внесение изменений в законодательство о градостроительной деятельности является актуальным. Но их наполнение и темпы внесения в парламент могли бы быть значительно лучшими. Возможно, в несколько раз. Пока же не видно качественной реализации тех проектов, о которых говорил новый глава ГАСК.