Новый закон о возобновляемых источниках энергии в Польше

631 Новый закон о возобновляемых источниках энергии в Польше В Польше в скором времени будет принят новый закон в сфере инвестирования возобновляемых источников энергии. Ключевым фактором для развития закона является намерение обеспечить толчок рынка ВИЭ (возобновляемых источников энергии), а также желание постепенно отказаться от государственной поддержки данной отрасли.

Такие меры должны стимулировать рынок инноваций в этом секторе. С учетом предлагаемых решений, в самом выгодном положении окажутся проивзодители фотоэлектрических систем. В то же время, заводы совместного сжигания биомасс окажутся под самым сильным ударом после принятия нового закона.

По данным доклада «Возобновляемые источники энергии строительства в Польше 2013 — разработка прогнозов и планирование инвестиций», подготовленного исследовательской компанией PMR, нынешняя редакция закона о ВИЭ будет основным фактором в определении формы рынка возобновляемых энергоресурсов в Польше . Основные задачи нового закона заключаются в следующем: сократить выбросы парниковых газов на 20% по сравнению с 1990 годом, достигнуть 20% прироста эффективности использования энергии и 20% части возобновляемых источников в общем поколении энергопотребления. В перспективе, закон будет иметь серьезное влияние на состояние польской электроэнергетической системы, около 90% которой основано на ископаемом топливе.

Согласно информации правительства, закон ВИЭ должен быть принят и вступит в силу во второй половине 2013 года. Работы по нему начались несколько лет назад — первый проект был разработан в конце 2011 года и, впоследствии, был несколько раз изменен. Последний проект приходиться на октябрь 2012 года и, как ожидается, он и станет окончательным вариантом закона.

Важной состовляющей, которая будет определять доходы компаний ВИЭ от производства энергии, является размер единицы и базового типа используемого топлива. Поправочные коэффициенты должны быть отнесены к отдельным типам сооружений, увеличивая или, в некоторых случаях, уменьшая количество зеленых сертификатов, выданных ранее.

Более всего выиграет от новых решений сегмент солнечной энергетики. Солнечные батареи, которые являются на сегодняшний день самым малорентабельным сегментом ВИЭ, скорее всего, получат в два раза больше дополнительных средств, нежели ранее. Малые энергоблоки мощностью по 1 МВт будут получать 2,85 или 2,75 зеленых сертификатов за МВт/ч, в зависимости от типа системы (установка на здании или на земле). В результате увеличения выручки от продажи зеленых сертификатов, ожидается автоматическое положительное влияние на экономическую отдачу от проектов.

Что касается наиболее быстрорастущих сегментов, таких как ветровые электростанции, ситуация также должна измениться. Небольшие подразделения с мощностью до 0,5 МВт, скорее всего приобретут при внедрении коэффициентов, но более крупных проектов ожидает сокращение доходов на 10% в первый год работы закона. Оффшорные ветровые электростанции, которые ранее отсутствовали на польском рынке, вероятно, также получат значительную поддержку. Потенциальная производительность оффшорной ветроэнергетики Польши оценивается в 10 тысяч МВт ветровых электростанций, расположенных на территории около 3500 км ².

Заводы совместного сжигания биомасс, вероятно, пострадают значительней всего не только в отношении срока поддержки, но и его стоимости. Срок поддержки сокращен до пяти лет, сопровождаясь 70% снижением выручки от продажи зеленых сертификатов, что будет в значительной мере снижать привлекательность этого инвестиционного инструмента.

Следует отметить, что уже наблюдаются последствия таких планов — была приостановлена работа четырех крупных проектов. Среди них — схемы Fortum в Забже и Вроцлаве, совокупная стоимость которых оценивается примерно в 5,5 млрд злотых (1,3 миллиарда евро). Ожидается, что другие проекты будут основываться на использовании биомассы ископаемого топлива, включая котлы заводов в Остроленке и Рыбнике.

Общая тенденция наблюдается в определенной группе поправочных коэффициентов, согласно которой блоки с меньшей мощностью получат большую поддержку, что подтверждает политику правительства поддерживать  проекты распределенной генерации. Законодатели полагают, что государство должно поддерживать производство электроэнергии для собственных нужд, с тем чтобы способствовать росту распределенных энергетических ресурсов.