Lafarge удерживает мировое лидерство по объемам производства цемента

282 Lafarge удерживает мировое лидерство по объемам производства цемента Цементная промышленность является показателем развития страны, так как потребление цемента напрямую связано с доходами населения. Эта отрасль во многом определяет будущие изменения в развитии региона и зависит от таких факторов, как спрос, запасы сырья и экономическая обстановка.

За последние годы ситуация на мировом рынке цемента существенно изменилась: сегодня доля развивающихся рынков составляет примерно 90%, а на Западную Европу и Северную Америку приходится меньше 10%, сообщает Бетон.ру.

По наблюдениям Societe Generale de Surveillance, в 2010 году на долю Китая приходилось 55% мирового потребления цемента. Согласно данным официальной статистики, потребление цемента в Китае в 2010 году составило 1500 кг на душу населения. Среднее мировое потребление цемента без учета Китая — всего лишь 300 кг на человека.

Однако этот пик спроса уже привел к перепроизводству цемента в Китае. Так, согласно сведениям корпорации CNBM, в 2011 году было произведено 2,09 млрд тонн, а за первые шесть месяцев 2012 года, по данным China National Materials (Sinoma), объем производства цемента в стране упал до 995 млн тонн. Корпорации CNBM и Anhui Conch сообщили о резком снижении чистой прибыли за девять месяцев 2012 года: доход CNBM сократился на 40% — до 577 млн долларов, а чистая прибыль Anhui Conch уменьшилась на 57% — до 632 млн долларов.

Очевидно, что Китай предпринимает шаги, чтобы увеличить инвестиции в инфраструктуру и не допустить падения спроса на рынке недвижимости. Тем не менее, Societe Generale de Surveillance ставит под сомнение устойчивость быстрого развития Китая. «Наш анализ показывает, что во всех странах, где потребление цемента в течение нескольких лет превышает 1000 кг на душу населения, рано или поздно происходит строительный кризис», — заявляют в организации.

Однако крупнейшие китайские производители по-прежнему стремятся к расширению своих мощностей. К примеру, Sinoma ожидает увеличения мощности до 100 млн тонн/год к концу 2012 года по сравнению с 87 млн тонн/год в конце 2011 года.

В 2011 году мировой рынок цемента начал восстанавливаться. В Китае спрос вырос на 10%, а в Индии, на долю которой приходится 7–8% мирового потребления цемента, увеличился на 6%. В 2011 году Индия достигла суммарной мощности в 330 млн тонн/год.

Стоит отметить, что крупные китайские производители заинтересованы в основном в местном рынке, в то время как ряд компаний, таких как Lafarge, Holcim, HeidelbergCement, Cemex, Italcementi, Votoranitm, Buzzi и Vicat, имеют заводы во многих странах мира. Каждая из этих компаний производит более 30 млн тонн/год, а лидирует Lafarge с мощностью 225 млн тонн/год.

Во Франции, Германии и Великобритании объем производства цемента в 2011 году увеличился за счет благоприятных погодных условий в четвертом квартале. Греция и Испания пережили значительное снижение производства, отражающее макроэкономические тенденции. Lafarge сообщила о падении продаж в Испании на 15% в связи с сокращением строительных работ. Продажи компании в Греции снизились на 31%. В Польше и Украине во время подготовки к чемпионату Европы по футболу потребление цемента увеличилось на 21 и 12% соответственно. В Германии относительно высокие показатели экономического развития привели к увеличению потребления цемента на 13%. Восточная Европа в 2011 году восстановилась после двух лет депрессии на рынке в связи с экономическим кризисом. Lafarge сообщила об увеличении продаж на 46%.

Всего за 2011 год Западная Европа потребила порядка 155 млн тонн цемента. Компания HeidelbergCement сообщила об увеличении выручки в странах Африки и Средиземноморья на 9% — до 1,02 млрд евро в 2011 году по сравнению с 938 млн евро в 2010 году. В 2011 году в странах, где есть заводы компании, потребление цемента выросло более чем на 10% и, согласно прогнозам, будет расти на 5–9% ежегодно.

Lafarge сообщила об увеличении объемов продаж в Африке и на Ближнем Востоке на 2% — до 4,66 млрд долларов в 2011 году по сравнению с 4,59 млрд долларов в 2010 году. В этом регионе у компании 25 цементных заводов с годовой мощностью в 58,4 млн тонн. В 2011 году выручка Lafarge в странах Африки и Ближнего Востока составила 25,5% от общего объема прибыли компании.

По мнению HeidelbergCement, главными стимулами для дальнейшего роста строительной активности и спроса на цемент в Африке являются устойчивый экономический рост, увеличение численности населения и урбанизация. Компания планирует продолжить расширение производственных мощностей, в то время как Holcim уходит из Южной Африки.

Holcim, вторая крупнейшая цементная компания в мире, сократила свою долю в AfriSam с 85 до 15%. Ее чистый объем продаж в этом регионе составил 1,03 млрд долларов — 4,5% от общего оборота группы.

Чистый объем продаж 10 крупнейших компаний подтвердил некоторое оживление на мировых рынках в первые три квартала 2012 года. И Lafarge, и Holcim сообщили об увеличении продаж за девять месяцев 2012 года на5 %. Тем не менее, прибыль Lafarge упала на 44% — до 431,2 млн долларов, что во многом объясняется программой реструктуризации. У Holcim объем продаж в Западной Европе сократился на 46%.

Объем продаж в HeidelbergCement за первые девять месяцев 2012 года увеличился на 3%, с ростом производства на 12% (до 8,9 млн тонн) в Северной Америке и на 7% (до 22,1 млн тонн) в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Падение продаж на 4% (до 16,1 млн тонн) было зафиксировано в Западной и Северной Европе. Продажи в Центральной Азии и Африке, Средиземноморском регионе остались на уровне 2011 года.