КСУ нашла недостатки в законопроекте о регистрации прав на недвижимость

611 Законопроект "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений" Конфедерация строителей Украины на заседании комитета Верховной Рады Украины по вопросам экономической политики предложила изменения в законопроект "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений" (регистрационный №2982).

 

Исполнительный директор КСУ  Виталий Грусевич (координатор Рабочей группы "Общественный мониторинг реформ") рассказал, что большинство предложений уже учтены в законопроекте. В частности, одной из самых существенных трансформаций нового законопроекта является привлечение профессионального института нотариусов к процедуре государственной регистрации всех видов недвижимости. Эта норма позволит очень быстро и системно ликвидировать коррупционные схемы в системе органов государственной регистрации Минюста.

 

Еще один аргумент в пользу передачи функций регистрации нотариусам: на сегодняшний день большой процент объема регистрационных действий в сфере недвижимого имущества выполняют нотариусы (на вторичном рынке недвижимости почти все операции регистрируются нотариусами). В Украине функционируют более 7000 нотариусов, которые, помимо опыта работы с государственными реестрами и доступ в государственные реестры, имеющие высшее юридическое образование, оснащенные рабочие места, надлежащую подготовку выполнять функцию государственного регистратора. Предоставления им статуса государственного регистратора уменьшит нагрузку на государственную регистрационную систему, а также упростит доступ к административным услугам.

Впрочем, в КСУ отметили, что существенных недостатков в проекте закона №2982 тоже хватает.

 

Прежде всего, не учтена переориентирование государства на электронное управление, что предполагает разделение государственной услуги на доступ к такой услуге и на ее непосредственное выполнение. Согласно европейской терминологии эти понятия называются фронт- и бэк-офис. Фронт-офис уже передан органам местного самоуправления, в соответствии с законом Украины №191 "О дерегуляции" и упрощает гражданам Украины доступ к получению административных услуг. Новый законопроект упомянутую функцию "фронт-офиса" почему-то  полностью исключает из действующих норм. Чтобы госуслуга была доступной функцию фронт-офиса необходимо оставить как органам местного самоуправления всех уровней, так другим субъектам (например, банкам или застройщикам при регистрации имущественных прав).

 

Кроме того, законопроект предусматривает передачу выполнения регистрационных функций от Минюста к компетенции районных и городских исполнительных органов. Но государственный регистрационный сервис — это единое информационное пространство и единые для всех территорий государства процедуры и стандарты официального признания и подтверждения фактов возникновения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Постоянство этих понятий должно быть безусловным. Законопроект фактически предусматривает возвращение к ситуации прошлого десятилетия, когда регистрационные функции выполняли местные Бюро технической инвентаризации. Такая передача функций резко усилит незаконное влияние местных чиновников на сферу регистрации недвижимости (контроль уплаты налогов, ограничение доступа к услуге и т.п.).

 

Новый законопроект намерен увеличить доступность к административным услугам, но при этом не учитывает существенные коррупционные риски. Именно поэтому, за органами местного самоуправления стоит оставить и расширить функцию фронт-офиса. Органы местного самоуправления должны иметь возможность решить где и в каком объеме организовать фронт-офисы через новейшие центры предоставления админуслуг или же другим способом. Качественный доступ к государственным услугам должен стать конкурентным преимуществом определенной территориальной единицы. При этом сама услуга и должна отражать только одно: есть право у заявителя — есть регистрация в четкий срок и по четким и единым для всего государства правилам.

Законопроект содержит норму о внесении изменений в ст.328 Гражданского кодекса относительно возможности отмены права собственности во внесудебном порядке определенным органом государственной власти (очевидно — Министерством юстиции). Это, по мнению специалистов КСУ, может привести к подмене понятий и коррупционной составляющей.

Неоднозначным является и принцип определения размера административного сбора за регистрационные действия. Законопроектом предусмотрена дифференцированная модель определения размера административного сбора за регистрационные действия в зависимости от размера объекта, статуса субъекта, сроков оказания услуги. При этом размер административного сбора должен быть унифицированным и отличаться только в зависимости от срока предоставления государственной услуги. Для предотвращения коррупционных действий необходимо запретить выдачу готовых документов раньше, чем заказано и оплачено заказчиком (например: 100 гривен — админсбор за выдачу готовых документов через две недели недели, 300 гривен — за выдачу через три дня и 500 гривен — за один день).

Конфедерация строителей предложила депутатам внести в законопроект №2982 ряд изменений (с ними можно ознакомиться по этой ссылке), направленных на совершенствование процедуры регистрации недвижимости. Их уже направили главе профильного комитета.