Будущее за "гибкими" офисами?

458 гибкие офисы За последние несколько лет гибкость как функция стала активно использоваться в корпоративных стратегиях и даже в городском строительстве. Доступность и эстетика рабочего пространства – это основные аспекты современного дизайна, а контроль и индивидуальные решения – его будущее. 

Если раньше спросом пользовались стандартные офисные помещения с традиционными условиями аренды, то сейчас на вершине популярности находятся инновационные хабы со сформировавшимися корпоративными ценностями и культурой, а успех измеряется креативностью и благополучием.

В Европе и США все большую популярность набирает использование "гибких" офисов. Многочисленные интервью с арендодателями, корпорациями и небольшими компаниями, проведенные компанией DTZ на глобальном уровне показывают, что во многих странах эта концепция уже стала полноценной альтернативой традиционным офисам.

Рынок "гибких" офисов сейчас развивается небывалыми темпами. По оценке DTZ, доля "гибких" офисов сейчас составляет до 8% от общего количества занятых арендаторами площадей в сегменте офисной недвижимости во всем мире. Данная стратегия  организации рабочего пространства позволяет каждой компании формировать свою систему правил относительно использования рабочих мест. 

Основные принципы концепции "гибких" офисов:

— Рабочее место не закрепляется за конкретным сотрудником

— Переговорные комнаты или рабочие места бронируются в зависимости от необходимости

— Активно внедряются инновационные технологии. 

"Наша сеть офисов обладает большим потенциалом развития для удовлетворения потребностей корпоративных клиентов. Например, один из наших крупных клиентов освобождает офис в Дублине и перемещает свои ресурсы в Сингапур и Сидней за короткий период. Возможность сделать это без проблем является уникальной, так как осуществить такой переезд можно с помощью одного глобального оператора", — рассказывает Бен Мунн, директор департамента по работе с предприятиями в компании Regus.

При этом усовершенствования могут касаться не только оптимизации использования офисного пространства либо быстрого перемещения офиса. Иногда инновационные решения могут возникать спонтанно. 

В 2012 году неприбыльная образовательная медиа организация Sesame Workshop, находящаяся в Нью-Йорке, разработала концепцию BringYourOwnDevice. Суть заключалась в том, что сотрудник мог приносить любое личное устройство, будь то ноутбук, планшет либо смартфон для работы с корпоративными данными. Максимально использовав взаимоотношения между сотрудниками и поддержку со стороны IT отдела (устройства обслуживались IT-специалистами компании), Sesame Workshop сэкономила значительные средства, сократив затраты на закупку техники. Кроме этого, сотрудники получили возможность использовать необходимые устройства по своему усмотрению в спокойной обстановке, в любое время и в любом месте, без каких-либо дополнительных затрат для бизнеса.  

"Так как бизнес приспосабливается к реалиям роста арендных ставок и сумасшедшим ритмам глобализированного, технологически развитого рынка, самым большим вызовом становится не только рост стоимости либо мобильность, но и сами люди. 

Тренд "гибких" офисов включает в себя не просто открытые планировки помещений либо размещение в офисе нового кафе. Этот тренд дает людям контроль над рабочей обстановкой и гибкость для развития в своей среде. Появляются новые связи и создаются сообщества за пределами корпоративных встреч, сотрудники получают возможность выбора, ощущение собственной значимости и наличие цели. Во времена глобальной нехватки квалифицированных кадров, когда работодатели стремятся привлечь и сохранить таланты, данная тенденция является очень важной", — объясняет Стив Квик, руководитель отдела по работе с арендаторами в компании DTZ. 

Такие международные гиганты, как Twitter и Toshiba уже отмечают больший уровень удовлетворения сотрудников и повышения уровня продуктивности в результате применения "гибких" решений.

"Гибкое будущее" в Украине и в мире

Недавно компания Regus провела международные исследования по вопросу "гибких" офисов. Три четверти опрошенных руководителей высшего звена и владельцев бизнеса считают, что гибкий режим работы помогает снизить текучесть кадров, а 71% респондентов уверены, что он способствует повышению лояльности сотрудников к компании. Что касается сотрудников, то 73% опрошенных полагают, что гибкий режим работы снижает уровень стресса. Кроме того, он предполагает и финансовую выгоду. Гибкий режим работы помогает снизить "синдром пустого рабочего стола", экономить за счет отказа от частично используемых офисных площадей и высвобождать ресурсы, которые затем могут быть направлены на реализацию стратегии сближения с клиентами. Можно сказать, что в этой ситуации выигрывают все. Независимо от способа перехода на гибкий режим работы, его преимущества станут очевидными очень скоро.

"Анализируя всю деятельность компании Regus в Украине с 1998 года, можно отметить, что данная тенденция начала набирать обороты только в последние 2-3 года. Если раньше владельцы бизнесов предпочитали более традиционные офисные пространства, то сейчас мы получаем много запросов на предоставление готовых офисных помещений в рамках концепции "гибких" офисов, — комментирует генеральный директор компании Regus в Украине Юлия Чернышева.

В Украине некоторые мультинациональные компании уже активно пользуются принципами концепции "гибких" офисов, хоть и не так масштабно, как в США и Европе. Одной из основных сложностей, с которыми сейчас сталкиваются компании, является баланс между атмосферой low-cost и необходимостью привлекать и удерживать талантливых и квалифицированных сотрудников. В таком случае стратегия использования "гибких" офисов позволяет сократить затраты и повысить гибкость работы персонала. Подобные стратегии развития бизнеса станут настоящим трендом в условиях, когда корпорации стремятся сохранить конкурентный баланс.

"Концепция "гибких" офисов уже показала себя в качестве важной и эффективной стратегии в сфере офисной недвижимости как для стартапов, так и для представительств крупных международных компаний, — говорит директор департамента агентских и консультационных услуг в сфере офисной недвижимости в компании DTZ Украина Левон Папоян. — В связи с нестабильной экономической и политической ситуацией в стране, во многих компаниях изменения могут происходить совершенно неожиданно, а иногда застигать врасплох даже топ-менеджмент. Организации расширяются и сокращаются очень стремительно. В некоторых компаниях сотрудники большую часть времени находятся в командировках, а в украинские офисы приезжают коллеги из зарубежных офисов. В этих случаях ведение графиков использования рабочих мест и переговорных комнат может стать незаменимой опцией. При такой системе компания сократит затраты на обслуживание лишних помещений, а сотрудники получат возможность работать в комфортной обстановке".

"В маленьких компаниях, в свою очередь, иногда нет возможности разработать долгосрочные стратегии и составить четкий план развития даже на 6-12 месяцев. Более того, многие предприятия не могут позволить себе сразу инвестировать большие суммы в обустройство и ремонт офиса. В таких условиях использование концепции "гибких" офисов может стать решением многих проблем", — уверен Папоян.