Австрийские аудиторы раскритиковали Укравтодор

228 Аудит качества дорожных работ Министерство инфраструктуры опубликовало результаты пилотного проекта по независимому аудиту качества дорожных работ в Киевской области. 

В июле независимые инспекторы австрийской компании iC consulenten оценивали качество ямочного ремонта 2015 года.

Группа побывала на девяти дорогах международного, национального и регионального значения. Там инспекторы провели 22 выборочные проверки уже выполненных работ и осмотрели два участка, где ремонт еще проходил. Кроме этого, они проанализировали акты выполненных работ Укравтодора и осуществили отбор проб покрытия на трассах Киев — Одесса, Киев — Сумы — Енакиево, Борисполь — Днепропетровск — Запорожье.

Эксперты отметили, что ямочный ремонт в целом имеет хорошее качество. Однако сам подход к организации работ неправильный. По мнению инспекторов, есть две основные проблемы: первая заключается в отсутствии в Укравтодоре актуальной информации о эксплуатационном состоянии дорог, вторая — в том, что нет единого алгоритма определения, какой участок ремонтировать и каким методом. Решение этих вопросов позволит использовать выделенные средства более эффективно.

Сейчас ремонтные работы являются всего лишь краткосрочными частичными решениями и не предотвращают дальнейшее ухудшение качества дороги. 

Нормальный срок эксплуатации ямочного ремонта составляет пять лет. Результаты экспертизы показали, что применение такого вида работ является эффективным лишь до тех пор, пока он не превышает 54% от общей поверхности дороги. Иными словами, если каждый год среднегодовая сумма площади дорожной отремонтированной поверхности превышает 11% в определенной области, то экономически целесообразно ремонтировать сразу всю дорогу.

Результаты пилотного проекта в Киевской области также показали, что отчеты о выполнении ремонтных работ Укравтодора не имеют единого стандарта. По словам экспертов, они не содержат полного перечня показателей качества в соответствии со стандартами, определенными украинским законодательством. Это не дает возможности объективно оценить объемы выполненных работ и тип материалов, которые применялись во время ремонтов. А значит, может привести к некачественному выполнению работ подрядчиками, нарушению технологий и коррупционным злоупотреблениям.

Выводы австрийских консультантов подтвердили позицию Министерства: существующая структура управления дорожным хозяйством неэффективна и должна быть изменена. Монополия Укравтодора с функциями заказчика, исполнителя и проверяющего привела к тому, что при нарушении технологий несовершенная документация позволяет подрядчику остаться безнаказанным. Отсутствие систематического целевого финансирования отрасли (дорожного фонда) не дает возможности стратегически подходить к планированию ремонтных работ. В результате даже те незначительные средства, которые выделяются, используются неэффективно. Государство выделяет мало средств якобы в целях экономии, однако в долгосрочной перспективе это приводит к значительно большим затратам.