Асфальт из древесины: Ноу-хау американских ученых

801 древесный асфальт Химики предложили добавлять в асфальт лигнин, основной компонент древесины. Это позволит снизить зависимость человечества от ископаемых углеводородов.

О перспективах внедрения "древесного" асфальта ученые из нидерландского фонда TNO рассказали на 229-й конференции Американского химического общества.

Битум – это вязкая смола на основе углеводородов, которая используется при производстве асфальта и кровельных материалов. Природный битум добывается из битумозных песков, а искусственный – путем переработки нефти. Нидерландские химики доказали, что до 50% битума, входящего в состав дорожного покрытия, можно заменить лигнином.

По своему химическому строению молекулы лигнина, состоящие из углеродных колец, напоминают битум. Лигнин является одним из основных компонентов древесины – он "скрепляет" целлюлозные волокна. При производстве бумаги лигнин является побочным продуктом и часто просто сжигается или выбрасывается.

Однако в составе асфальта лигнин может оказаться очень полезным – эксперименты показали, что при высоких температурах он делает дорожное покрытие менее плавким. Поэтому в жару на дороге из "древесного" асфальта колеи образуются не так быстро. Наоборот, при минусовых температурах смесь из битума и лигнина не так сильно растрескивается, как обычный битум.

Ежегодно в мире вырабатывается до 50 миллионов тонн лигнина, так что с его дефицитом дорожники не столкнутся. Пока образцы "древесного" асфальта испытывались только в лаборатории, но в ближайшее время ученые планируют замостить им 100-метровую велосипедную дорожку, протестировав материал в реальных погодных условиях.